Сдерут втройне. В мае нас ждет завуалированное повышение утильсбора

Формула для расчета утилизационного сбора на автомобили снова меняется. Вероятно, это делается для окончательной блокировки импорта через страны ЕАЭС. Минпромторг пытается снизить "обходной импорт" машин из Японии, Южной Кореи, Китая и Европы.

Это следует из проекта постановления правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291".

Стоит отметить, что для некоторых моделей он увеличится сразу втрое, а в других случаях наценка будет зависеть от того, насколько сильно импортер занизил цену в декларации. По мнению юристов, таким образом власти пытаются прекратить импорт машин, растаможенных по льготным схемам в Киргизии, Казахстане и Белоруссии.

Как будут считать утильсбор

Новое постановление меняет правила вычисления утильсбора, введенные 1 апреля 2024 года. Тогда в борьбе с полулегальным импортом из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) правительство обязало импортеров доплачивать всю разницу таможенных платежей в виде утильсбора (это касалось разницы в пошлинах, акцизах и НДС).

Новая формула проще: из нее исчезли поправочные коэффициенты на все платежи, кроме самого утильсбора. Что касается последнего, то в случае занижения цены машины импортера обяжут доплатить половину разницы до стоимости, которая фигурирует в перечне Минпромторга (о нем ниже). Например, если импортер ввозит автомобиль, купленный за $10 тысяч, который по справочнику Минпромторга стоит $20 тысяч, придется доплатить сверху $5000. Если же машины нет в перечне Минпромторга, импортеру придется платить утильсбор в тройном размере.

Велик ли сбор? При ввозе для частного пользования "утиль" небольшой: 3400 рублей за новую машину и 5200 рублей за подержанную. Но если человек продает ее менее чем через год, нужно доплачивать разницу до коммерческого утильсбора, и такая же ставка действуют для юрлиц. После январского повышения для новых машин с объемом мотора 1-2 литра она составляет 667 тысяч рублей, а для моторов 2-3 литра — 1,875 млн. Для подержанных машин значения еще выше. В этом случае требование заплатить тройной сбор выглядит как запрет на ввоз машин, не представленных в перечне Минпромторга.

Прайс-лист от Минпромторга

Перечень с усредненными ценами автомобилей опубликован Минпромторгом 8 апреля, а источником данных, судя по всему, является Федеральная таможенная служба. Автоюрист Лев Воропаев говорит, что она уже не первый год использует подобный каталог для борьбы с занижением стоимости автомобилей, от которой зачастую зависят таможенные пошлины.

Chery Tiggo 7 Pro в Китае стоит от 70 тысяч юаней, то есть примерно 800 тысяч рублей по сегодняшнему курсу. Топовые версии оценены ближе к 100 тысячам юаней (1,1-1,2 миллиона рублей)

Стоимость машин в перечне неравномерна. Например, для Chery Tiggo 7 Pro она установлена в 1,162 миллиона рублей, что плюс-минус соответствует цене автомобиля в Китае. Honda Civic оценили в 1,675 миллиона, Hyundai Santa Fe — в 3,03 миллиона. Выглядит близкой к реальности цена Jetta VA3 (аналог VW Polo) — 933 тысячи, но за его "одноклассника" Kia Rio почему-то просят 1,895 миллиона, что выглядит скорее ценой после таможни. Для некоторых моделей приведена единственная стоимость, для других — множество, например, модификации Kia Soul занимают почти 30 строк. А многих популярных моделей в перечне нет, например, отсутствует Ford Focus. При ввозе таких машин нужно платить тройной утильсбор (помимо пошлины, акциза, таможенного сбора, иногда НДС).

Если декларируемая стоимость выше, чем указанная в справочнике, утильсбор вычисляется без наценок.

Для чего меняют правила утильсбора

Автоюрист Лев Воропаев говорит, что предложенные изменения выглядят попыткой окончательно прекратить импорт автомобилей через страны ЕАЭС.

"Судя по всему, продажи отечественных автомобилей идут неважно, а импорт машин по серым схемам продолжается, и низкие курсы валют этому способствуют. Поэтому в Минпромторге решили продолжить борьбу с ввозом таких автомобилей, прикрыв все лазейки", — объясняет он.

Лев Воропаев считает, что прежняя формула для утильсбора (от 1 апреля 2024 года) была избыточной. Необходимость доплачивать ту же таможенную пошлину была прописана в постановлении "Об утилизационном сборе…" и иных нормативных актах, поэтому включение соответствующих слагаемых в формулу не требовалась. Сейчас эти компоненты из формулы убрали, сосредоточившись на борьбе с занижением цен.

"Это один из способов сэкономить на сборах, и таможенная служба уже боролась с этим, — говорит Лев Воропаев. — Теперь Минпромторг планирует увеличить утильсбор в случае, если цена не соответствует справочной. Думаю, это нужно, чтобы еще больше затормозить импорт машин, прежде всего, из Киргизии и Белоруссии".

Теперь не сэкономишь

Эксперт отмечает, что новый подход влечет определенные риски для импортеров. Например, если за небольшие деньги куплена битая машина, при ее ввозе в Россию придется доплатить половину разницу между реальной стоимостью и справочной.

"Важный аспект: если человек ввозит машину для личного пользования, но при этом использует некие льготные схемы стран ЕАЭС, то власти считают такой ввоз коммерческим, что подразумевает оплату полного утильсбора", — добавляет Лев Воропаев.

Разница между утильсбором для частного ввоза и коммерческого для новых машин с моторами 1-2 литра превышает 660 тысяч рублей.

При перепродаже машины, ввезенной для частного пользования, в течение года нужно доплатить разницу в сборах, причем де-юре делать это должен покупатель, а не импортер. По словам Льва Воропаева, судебная практика при этом двояка, и периодически разницу пытаются взыскать и с импортера (перекупщика). Но в общем случае таможенным и налоговым органам проще иметь дело с новым владельцем машины, которого обязывают доплатить разницу под угрозой наложения ограничений, в том числе, по регистрации автомобиля, и данный подход считается законным.

Утилизационный сбор непрерывно повышают: его серьезно поднимали в августе 2023 года, в октябре 2024 года, в январе 2025 года, а далее этот процесс станет ежегодным.

При этом утилизационный сбор тратится вовсе не на вторичную переработку машин и выполняет функцию аналога таможенных пошлин. Но их прогрессивное наращивание не привело к мощному развитию отечественного автопрома.

Фонтанка

 

 

2025-04-23