Количество посылок из иностранных онлайн-магазинов возросло на 25 процентов
Несмотря на снижение порога беспошлинного ввоза с начала 2019 года, количество покупок в иностранных магазинах увеличилось на 20–25%. Но российским продавцам премиальных товаров также удалось нарастить число клиентов
В январе количество посылок из иностранных интернет-магазинов, обработанных «Почтой России», увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 35,9 млн, сообщил РБК представитель «Почты России». Год назад прирост количества международных отправлений с товарным вложением был скромнее и составил 22,5% (с 23,5 млн в 2017 году до 28,8 млн в 2018-м). «Высокая динамика января объясняется увеличением продолжительности пикового периода, который раньше приходился на конец ноября и декабрь, а сегодня охватывает три месяца — с ноября по январь», — пояснил представитель пресс-службы «Почты России».
Несмотря на то что в России с 1 января 2019 года был вдвое, до €500, снижен порог беспошлинного ввоза иностранных посылок, это не повлияло и на количество посылок из крупных интернет-магазинов, в том числе работающих с «высоким чеком». По данным DHL Express (компания осуществляет доставку, в частности, из популярных Farfetch, Net-a-Porter, Amazon, ShopBop), рост количества импортированных грузов для физических лиц в России из крупнейших зарубежных интернет-магазинов в январе 2019 года составил 20% по сравнению с январем 2018-го. Абсолютные цифры оператор не раскрывает.
Условный порог
С января 2019 года беспошлинный ввоз в Россию действует для иностранных посылок стоимостью до €500 в месяц (ранее — €1 тыс.) и весом не более 31 кг. Сверх этого пошлина составляет 30% от суммы превышения и не менее €4 за килограмм. За весь 2018 год, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), было оформлено более 341 млн международных почтовых отправлений. Большая часть из них — 70% — пришлась на посылки с мелкой бытовой техникой, гаджетами, одеждой и обувью. На отправления со средним чеком от €10 до €22 приходится 64% посылок, от €22 до €50 — 21%, от €50 до €150 — 11%, от €500 до €1000 — 1%, свыше €1000 — 0,4%.
Предполагалось, что постепенное снижение порога беспошлинного ввоза заставит покупателей переключиться на внутренний рынок. Но в иностранных магазинах российские покупатели тратят значительно меньше. По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, средний чек трансграничной покупки составляет всего $9. Даже в магазинах, которые специализируются на премиальных брендах, средняя стоимость отправления находится в пределах установленного лимита в €500. Согласно отчетности Farfetch, средний чек посылки в третьем квартале 2018 года составил $584,6. По данным Fashion Consulting Group, средний чек по группе YNAP (Yoox, Net-a-porter) составил $386 (по данным на сентябрь 2018 года).
Даже при обложении всей суммы посылки пошлиной объем трансграничных отправлений останется очень высоким, считает Александр Иванов. «Покупки онлайн намного дешевле, чем в офлайн-магазинах. В традиционной рознице товар примерно семь раз переходит из рук в руки, прежде чем попасть на прилавок, и в итоге его стоимость увеличивается в разы», — сказал он. По его словам, даже если за все посылки придется доплачивать 30% пошлины, они все равно останутся дешевле, чем в офлайне.
Пошлины соберут онлайн
С 9 января «Почта России» и ФТС ведут пилотный проект по взиманию пошлин онлайн: к нему рассчитывают подключить до 90% иностранных маркетплейсов. Как сообщала «Почта России», «решение позволяет взимать таможенную пошлину непосредственно в момент покупки». Представитель ФТС сообщил РБК, что первые итоги администрирования международных почтовых отправлений можно будет подвести во втором квартале 2019 года. «Почта России» также пилот пока не комментирует.
Битва за люкс
Первыми положительный эффект от снижения порога беспошлинного ввоза должны были ощутить российские продавцы премиальных товаров. Как отмечал представитель Aizel, «локальный онлайн-ретейлер находится в неравных условиях с иностранными компаниями». «Зарубежные онлайн-магазины не платят налогов в России, благодаря чему бизнес в России им выгоднее, чем во многих других странах», — говорил он. Именно Aizel, ЦУМ, ГУМ и другие российские брендовые магазины эксперт по ретейлу и товарам класса люкс Bain & Co. Ирина Куликова называла в числе тех, кто прежде всего выиграет от ужесточения норм беспошлинного ввоза товаров.
«Мировой объем трансграничной онлайн-торговли растет в среднем на 30% в год и в денежном выражении сейчас составляет $1 трлн. На Россию из этого объема приходится только $3,2 млрд, что говорит о том, что у нашего рынка еще большой потенциал для развития», — отметил Александр Иванов.
Представитель ЦУМа Анна Дубровина рассказала, что компания отметила повышенный интерес к своему интернет-магазину в начале года. «Это связано с ростом числа новых клиентов, которые отказываются от заказов на зарубежных онлайн-площадках из-за ухудшения условий: удорожания товаров за счет пошлин, более длительного срока ожидания товара и дополнительных неудобств — необходимости самостоятельно оплачивать пошлины», — пояснила она. С учетом начала распродажи коллекции осень—зима, стартовавшей в январе, в ЦУМ поступило в четыре-пять раз больше заказов, чем в среднем по году. РБК